На главную страницу
   
Українська | English

 

 

СОВМЕСТНЫЕ
ПРОЕКТЫ:


Общественная
мониторинговая
комиссия

Культура
добрососедства

Школа для власти
Исторический опыт
добрососедства

Толерантность в СМИ
"Студенческий клуб"

 

КОНКУРСЫ:

Все конкурсы

 

АКТУАЛЬНО:

Международная
научно-практическая
конференция
"Культура мира и
формирование
толерантности в
мультикультурном
обществе"


Международный день
толерантности

"КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА":
ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Под ред. М. А. Араджиони.- Симферополь:
АнтиквА, 2007.- 212+144 с. - рус, укр.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ, АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

На гербе АРК начертан девиз "Процветание в единстве", но единство невозможно без знания, понимания и уважения друг друга. "Единство в многообразии" - идея, которая может быть реализована лишь в том случае, если в повседневной жизни, в семейном кругу, на каждом из этапов многоступенчатой системы образования и воспитания и государство, и научные, и общественные организации, и граждане нашей страны будут уделять достаточное внимание продвижению идей культуры мира.

Поликультурный подход в системе национальной украинской школы сейчас активно внедряется и развивается. За последние десять лет на полуострове было много сделано для обеспечения равных возможностей в получении образования на родном языке, изучения национальных культур. Появились такие спецкурсы как "Аксиология крымских татар", "Страницы истории и культуры армянского народа и народов Крыма", "Традиции и история еврейского народа", "Основы православной культуры Крыма" и другие. Бесспорно, в этих начинаниях есть рациональное зерно, они способствуют не только большей осведомленности и формированию этнического самосознания детей, но и усвоению ценностей, развитию духовности. Тем не менее, нельзя забывать, что разделение школьников во время учебного процесса по этническому или религиозному принципам может создать условия для добровольной сегрегации детей. Хотелось бы отметить и другой момент. Способствуя росту этнического самосознания детей, обретению корней, что безусловно важно в условиях маргинализации населения и кризиса идентичности, мы в должной мере не знакомим учащегося со всей палитрой культур этносов, живущих в регионе и в Украине в целом, поэтому существует реальная опасность воспитать этноцентричную личность, интолерантную к другим народам, языкам, религиям, традициям.

В статье 3 Общих положений Закона Украины "Про загальну середню освіту" подчеркивается, что "загальна середня освіта спрямована на забезпечення всебічного розвитку особистості шляхом навчання та виховання, які ґрунтуються на загальнолюдських цінностях (здесь и далее выделено автором - ред.) та принципах науковості, полікультурності, світського характеру освіти, системності, інтегративності, єдності навчання і виховання, на засадах гуманізму, демократії, громадянської свідомості, взаємоповаги між націями і народами в інтересах людини, родини, суспільства, держави". В то же время, в статье 5 акцентируется внимание на то, что задачами общего среднего образования являются "(…) виховання громадянина України; (…) виховання шанобливого ставлення до родини, поваги до народних традицій і звичаїв, державної та рідної мови, національних цінностей Українського народу та інших народів і націй" (*). Таким образом, задачу формирования этнического самосознания ребенка должны решать, главным образом, родители, семья и община; приоритетная задача государственных учебных заведений - в большей степени способствовать формированию государственной идентичности, политической нации, а также воспитывать уважение не только к своему этносу, но и к культурному многообразию в целом. Именно общество и государство через учебные заведения должны помочь ребенку овладеть знаниями не только о своей собственной, но о многих культурах, которые его окружают; научить детей правильно оценивать поведение других людей, адекватно реагировать на их традиции, семейный уклад.

Межкультурное образование помогает решить данную проблему. Принимая во внимание богатейший опыт крымских учителей по развитию межэтнического диалога в Крыму, а также наши наработки, мы предложили начать подготовку интегрированного курса "Культура добрососедства" для всех ступеней обучения - от детских дошкольных учреждений до вузов. К разработке данного учебного курса подтолкнуло несколько причин, первой и основной из которых была настоятельная необходимость противодействия ксенофобии и росту конфликтного потенциала в полиэтничном крымском сообществе. В 2002 г. была сформирована группа специалистов, принимавших непосредственное участие в разработке концепции и программы курса "Культура добрососедства": М. А. Араджиони (руководитель), Е. В. Быкова, Л. Ф. Кравцова, Л. Г. Мухоморина, Н. Ю. Опенко, О. К. Смирнов, Л. В. Утикас, Т. Э. Яковлева. В дальнейшем состав группы был значительно расширен.

Разработка программ осуществлялась в рамках плановых тем отдела этноконфессиональных исследований (зав. - М. А. Араджиони) Крымского отделения Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины: "Исторический опыт межнациональных и межконфессиональных отношений в Крыму" (2002-2004 гг.), "Межконфессиональные и межэтнические отношения в Крыму: исторические реалии и современные тенденции" (2005-2006 гг.), "Этноконфессиональная ситуация в Крыму в конце XVIII - начале XXI вв. и проблема формирования толерантного общества" (2007-2009 гг.) и проектов Информационно-исследовательского центра "Интеграция и развитие" (руководитель - О. К. Смирнов): "Развитие мультикультурного образования в Крыму через усовершенствование нормативной базы, улучшение подготовки кадров системы образования и разработку интегрированного курса "Культура добрососедства" (2003-2004 гг.) "Культура добрососедства, толерантность и межкультурное просвещение - приоритеты развития крымского общества" (2005-2006 гг.), "Межэтнические отношения в Крыму: поиск путей раннего предупреждения конфликтных ситуаций" (2006-2007 гг.), финансируемых МФ "Видродження".

В работе над программами курса приняли участие специалисты из различных вузов и учреждений МОН Украины и АРК. Каждый шаг разработчиков программы был взвешенным, основанным на уже накопленном опыте, соответствующих рекомендациях коллег, проведенных исследованиях и анализе. Решения принимались коллегиально и максимально открыто, с учетом мнений и пожеланий более чем сотни специалистов, принимавших участие в многочисленных круглых столах, а также более чем 30 конференциях в Украине и за рубежом. Следует отметить, что на Глобальной конференции ООН по проблемам раннего предотвращения насильственных конфликтов (Global conference "From Reaction to Prevention: Civil Society Forging Partnerships To Prevent Violent Conflict and Build Peace"), которая проходила 19-21 июля 2005 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, наш опыт создания курса "Культура добрососедства" и ряда других комплексных мер по повышению уровня толерантности населения полуострова были признаны експертами одной из самих эффективных инициатив в странах СНГ и рекомендованы к распространению в других государствах.

Формирование толерантности, толерантных отношений и толерантного поведения, другими словами - формирование культуры добрососедства - такова идеология нового учебного курса.

По содержанию данный учебный курс является развернутым крымоведением и включает в себя не только знания исторического, природно-географического, литературоведческого и лингвистического характера о Крыме, но и отражает прежде всего особенности конкретного региона, учебного заведения, населенного пункта, каждой крымской семьи. Ведь любое краеведение - это метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного; в то же время это метод конкретизации общих закономерностей развития на примере какого-либо региона.

Справедливо подмечено, что подлинное краеведение - "краелюбие". Это одна из существенных основ культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Курс учит бережному отношению к нашему замечательному краю, одинаково ценному и памятниками древних культур, и событиями дня сегодняшнего. По мере изучения курса на смену "исторической дальнозоркости", когда история воспринимается, прежде всего, как "дела давно минувших дней", приходит историческое внимание к тем, кто живет с тобою рядом, к фактам и сюжетам сегодняшней жизни.

На занятиях по "Культуре добрососедства" учителя знакомят детей с общим и особенным на примере нескольких культур, делая акцент на том, что объединяет людей, а также на том, что объективно существующие различия - это то, чем люди интересны друг другу, причем эти различия, "непохожесть" - не основания для обособления или ссоры. Очень важно, чтобы все занятия в школе проходили в доброжелательном ключе и без разделения культур на "малые" и "большие", "главные" и "неглавные".

"Культура добрососедства" - уникальный учебный курс, единственный, дающий возможность увидеть предмет изучения "в натуральную величину": ведь главная особенность предмета изучения - его повседневность, привычность и близость. Можно с уверенностью сказать, что курс соответствует условиям и возможностям любой школы любого населенного пункта. Изучение его не только способствует выработке устойчивого интереса к истории, жизни, проблемам Крыма и крымчан, страны в целом, но и формирует установку на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению жизни в родном краю, помогает выбрать жизненный путь, найти свою нишу для применения сил и талантов на своей родине.

Сегодня содержание образования ориентировано главным образом на получение сведений, количество которых растет - мы видим это как в виде "разбухания" старых предметов (физики, химии и других), так и в появлении новых - этики, экономики. Но само по себе обучение предметным знаниям и умениям не позволяет решать задачи развития личности, так как для развития каждой необходимой человеку способности требуется использование предметного материала из разных областей в интегрированном виде. Поэтому в качестве важной особенности курса следует отметить его интегративность, позволяющую объединить в единую систему знания по истории, географии, биологии, технологиям, психологии, филологии, аксиологии, конфликтологии и народному творчеству. Следует отметить, что в условиях усиления профилизации среднего образования именно создание интегрированных курсов противодействует сужению кругозора и мировидения, способствует формированию целостной объективной картины мира. В программе курса заложены большие возможности и для осуществления межпредметных связей.

Серьезным преимуществом данного курса является то, что на сегодняшний день это единственный сквозной учебный курс, охватывающий детей на всех ступенях образовательной пирамиды - от дошкольных учебных заведений до вузов. По существу, данный учебный курс позволяет преобразовать школьное и околошкольное пространство в единую, хорошо организованную развивающую образовательную среду, обеспечивающую формирование таких навыков, как коммуникативный и исследовательский, а также навыка выбора: выбора видов деятельности, формы участия в общем деле, осознанных действий в той или иной ситуации. Введение данного учебного курса позволяет восполнить такой существенный пробел школьной программы как отсутствие рассмотрения сложных систем взаимодействия природных и исторических факторов, человеческих интересов и потребностей.

Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:

- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,

- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,

- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).

В течение 2006-2007 гг. в 43-х учебных заведениях 14-ти регионов Автономной Республики Крым более 150 педагогов и 3000 детей вели апробацию учебного курса "Культура добрососедства". В ходе апробации выявились дополнительные возможности программы. Оказалось, что вокруг нее системно и природосообразно может быть построена вся воспитательная работа в школе, буквально расцветает работа школьных музеев любой направленности, активизируется взаимодействие с музеями, библиотеками и другими учреждениями культуры. Педагоги, преподающие курс "Культура добрососедства", отмечают возвращение ребят к осмысленному чтению (отсюда и рост скорости чтения как показателя основного общеучебного навыка) и письму, а также ускоренное формирование навыков устной речи и даже элементов ораторского мастерства. Родители перестали быть исключительно "контролерами учебного процесса", становясь его заинтересованными участниками, да и сами, рядом с детьми, готовы учиться, вдумываться, выбирать.

Сегодня, когда на ребенка обрушивается поток самой разнообразной информации, кардинально меняется роль учителя - из "ретранслятора" знаний он превращается в "лоцмана в океане знаний", умеющего определить их ценность и значимость. Поэтому в ходе изучения "Культуры добрососедства" постоянно отслеживается не только усвоение учащимися тех или иных знаний, но и отношение к этим знаниям.

Большие возможности предоставляет курс для профессионального роста учителя. Использование известных методик в новых условиях, освоение новых форм и методов работы, переход к активным формам обучения - все это становится актом педагогического творчества, без которого невозможны позитивные изменения в образовании. Изменяется и отношение учителя к самой процедуре оценивания - ведь оценивание теперь рассматривается им не столько как результат, сколько как стимул к познавательному, нравственному, эмоциональному, психическому и интеллектуальному развитию ученика. Более того, у каждого учителя появляется возможность создания и осмысления (совместно с учениками и родителями) новых систем оценивания учебного труда.

Учебный курс "Культура добрососедства" ведут учителя разных школьных дисциплин, но все они отмечают, что новые знания, полученные в ходе преподавания нового курса, успешно используются ими на своих "родных" предметах. Для того, чтобы помочь учителю повышать свой профессиональный уровень, кроме специальных лекционных курсов в КРИППО, был создан также Информационно-методический центр межкультурного просвещения и толерантности при Крымском этнографическом музее.

В последние годы в образовании все более складывается понимание того, что не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков является критерием образованности человека, но и отношение к ним. Поэтому следует отметить, что все знания, умения и навыки, заложенные в новом учебном курсе, носят ценностный характер. Для этого в программу курса введен раздел "Аксиология" - раздел совершенно новый и достаточно сложный для освоения. Именно благодаря аксиологическому подходу к новым знаниям и умениям мы возвращаемся к духовности, к вопросу о смысле человеческой жизни.

Большое место в курсе "Культура добрососедства" занимает раздел "Конфликтология". Детям предлагается познакомиться с тем, что такое конфликт, как научиться распознавать конфликтную ситуацию и правильно вести себя в ней, научиться предупреждать развитие конфликта, договариваться друг с другом и помогать сверстникам провести переговоры ("медиация ровесников"). Особое значение приобретают тренинги, направленные на формирование навыка объективного отношения к себе и другим, положительной эмоционально-мотивационной установки по отношению к себе и окружающим, на конструктивное взаимодействие и сплочение группы, а также на формирование умений и навыков, содействующих осознанному выбору толерантных вариантов поведения детей относительно культурного, религиозного и этнического разнообразия группы. Следует отметить, что в программах также уделяется внимание и правовому воспитанию.

Надеемся, что наш курс будет способствовать формированию уважительного отношения к различным языкам, звучащим в Украине, бережному отношению к родному языку, устной традиции, научит ее ценить, понимать, собирать и сохранять. Не ставя перед собой цели научить школьников общаться на языках своих соседей, члены творческих групп попытались разработать словарик, который поможет детям лучше узнать чужой язык и активно использовать некоторую этикетную лексику и т. н. "лексику взаимодействия" в повседневной жизни. Ее использование будет стимулировать детей не только к изучению языка своих соседей, но и пробуждение интереса к своему собственному. Для Крыма, где многие представители этнических меньшинств утратили язык своей национальности, это является особенно актуальным. Наряду с решением образовательных, программа помогает решать и ряд утилитарных, но не менее серьезных задач: учит правилам приличия в тех или иных обстоятельствах, приучает адекватно реагировать на незнакомое и непонятное, быстро адаптироваться в новой среде, учит искать выход, делать выбор и отвечать за него. Разработка и внедрение подобного курса "Культура добрососедства" в каждом из многонациональных регионов Украины, на наш взгляд, может существенно повысить эффективность воспитательной работы в учебных заведениях, повысить уровень социальной компетентности детей и снизить риск возникновения острых конфликтных ситуаций.

 

"КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА"

Программы учебного курса для 1-12-х классов общеобразовательных учебных заведений Крыма**

 

Авторский коллектив: к. и. н. Араджиони Маргарита Анатольевна (зав. отделом этноконфессиональных исследований Крымского отделения Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины, далее - КОИВ) - руководитель, Алмазникова Екатерина Вадимовна (методист по учебным дисциплинам городского методического кабинета Управления образования Симферопольского городского совета), Андрющенко Ирина Александровна (преподаватель кафедры культурологии Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, далее - ТНУ), Брунова-Калисецкая Ирина Владимировна (ассистент кафедры общей психологии ТНУ), Быкова Елизавета Васильевна (начальник Крымского филиала Института инновационных технологий и содержания образования МОН Украины), к. и. н. Власов Владимир Петрович (доцент кафедры истории древнего мира и средних веков ТНУ), к. п. н. Евдокимова Юлия Александровна (доцент кафедры общей психологии ТНУ), Кедук Виктория Александровна (учитель истории ОШ I-III ступени № 8 г. Симферополь), Козырева Антонина Семеновна (зам. директора по УВР ОШ № 4 г. Симферополя), Кравцова Людмила Фадеевна (старший преподаватель кафедры методики начального образования Республиканского высшего учебного заведения "Крымский инженерно-педагогический университет"), Медведева Анна Алексеевна (старший преподаватель кафедры менеджмента и социально-гуманитарного образования Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, далее - КРИППО), Наумова Людмила Васильевна (зав. учебно-методической лабораторией дошкольного и начального образования КРИППО), Опенко Наталья Юрьевна (старший преподаватель кафедры психологии КРИППО), Сергеева Наталья Юрьевна (учитель географии ОШ № 29 г. Симферополь), к. ф. н. Смирнов Олег Константинович (доцент кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики ТНУ), к. и. н. Тур Виктор Григорьевич (старший научный сотрудник отдела этноконфессиональных исследований КОИВ), к. п. н. Черный Евгений Владимирович (доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии ТНУ), Яковлева Татьяна Эриковна (начальник управления МОН АР Крым).

Пояснительная записка к программам учебного курса
"Культура добрососедства"

Учебный курс "Культура добрососедства" является интегрированным: он систематизирует знания учащихся, уже полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми учащиеся должны в ходе изучения данного курса. При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Автономной Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения "Летних лагерей мира", "круглых столов", семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.

Структура и содержание курса соответствуют требованиям "Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования", утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14.01.2004 г. № 24, и "Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Автономной Республики Крым", утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2-1.

"Культура добрососедства" является логическим продолжением региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму "Крымский веночек", утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 22.08.2004 г. № 6-4.

Учебный курс "Культура добрососедства" состоит из двенадцати взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-12-х классов (по 35 учебных часов ежегодно), каждая из которых имеет свое название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе:

1 класс: "Я, моя семья и мои соседи";
2 класс: "Место, где мы живем";
3 класс: "Трудимся, учимся и отдыхаем вместе";
4 класс: "Гордимся Крымом";
5 класс: "Крымское многоголосье";
6 класс: "Путешествие в прошлое полуострова";
7 класс: "Палитра культур и религий";
8 класс: "Гостеприимный полуостров";
9 класс: "Процветание в единстве";
10 класс: "Дорогами тысячелетий";
11 класс: "Крымская мозаика: прекрасное разнообразие";
12 класс: "Я и наш полуостров сегодня и завтра".

Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы. Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в каждой программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся и ведущей идеи содержательной части конкретной программы курса. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 35 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.

Программа курса является цикличной: ряд тем в программе школы первой ступени перекликаются с темами программы для дошкольных учебных заведений "Крымский веночек". Некоторые темы программы начальной школы имеют продолжение в программе школы второй ступени и затем более глубоко рассматриваются и резюмируются в программах для школы третьей ступени.

Учебный курс "Культура добрососедства" может быть введен, начиная с любого класса, как спецкурс за счет часов вариативной части учебных планов. Его преподавание может осуществляться учителями начальных классов, учителями-предметниками, школьными психологами, а также классными руководителями при условии прохождения ими соответствующей методической подготовки.

Цели и задачи учебного курса

Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Задачи курса:

- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота Украины;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и принципами "культуры мира";
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
- привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- подготовка учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры; - возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.

Особенностями данного курса являются:

- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края; углубление представлений и знаний, полученных в процессе изучения курса;
- воспитательная функция курса, ориентированная, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю и формирование личностных качеств юного крымчанина;
- направленность курса на адаптацию и ориентирование учащихся на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- акцентирование внимания учащихся на ряде не рассмотренных в содержательной части других школьных предметов проблем Крыма и его регионов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения на языках народов, проживающих в АРК;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности трансформации данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.

Принципы и особенности организации преподавания курса "Культура добрососедства":

- единство изучения Украины и Крыма как субъекта Украины;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, из СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
- выделение не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, направленные не только на усвоение учащимися программного минимума знаний, но и на получение прагматического опыта и впечатлений;
- использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т. ч. по методикам "равный - равному", "case-study" и др.

Промежуточная аттестация проводится по усмотрению учителя в зависимости от региональных возможностей и календарного планирования. Формы промежуточных и итоговых аттестаций избираются при активном участии учащихся и могут быть индивидуализированы. Оценивание учебных достижений учащихся по данной программе осуществляется по системе "зачет"-"незачет", в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, указанными в программе.  

*) Закон України "Про загальну середню освіту" від 13 травня 1999 р. № 651-XIV // Офіційний вісник України.- 1999.- №23 (від 25.06.1999 р.).- С. 4.

**) Утверждены решением коллегии МОН АРК № 8-6 от 27.12.2006 г.

 

 


БАЗА ДАННЫХ:

Библиотека
Публикации
Информационно-
справочные
материалы

Архив новостей
Фотогалерея
Аудиоматериалы
Видеоматериалы



ФОРУМ:

Войти в форум

 

 

 
 2007-2012 © Центр межкультурного просвещения и толерантности;  Дизайн: Андрей Мартовой
 
На главную страницу