На главную страницу
   
Українська | English

 

 

СОВМЕСТНЫЕ
ПРОЕКТЫ:


Общественная
мониторинговая
комиссия

Культура
добрососедства

Школа для власти
Исторический опыт
добрососедства

Толерантность в СМИ
"Студенческий клуб"

 

КОНКУРСЫ:

Все конкурсы

 

АКТУАЛЬНО:

Международная
научно-практическая
конференция
"Культура мира и
формирование
толерантности в
мультикультурном
обществе"


Международный день
толерантности

ПЕДАГОГИ ОДЕССЫ И УЖГОРОДА НАГЛЯДНО УВИДЕЛИ РАБОТУ КУРСА «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» В КРЫМСКОМ РЕГИОНЕ

Украина, АР Крым, Симферополь – 17-19 октября 2013 года

С ознакомительным визитом в крымскую столицу приехали одесские и ужгородские педагоги, директора школ и методисты, чтобы увидеть воочию, как работает интегрированный курс «Культура добрососедства» в детских садах и школах полуострова. Их приезду предшествовали презентации данной программы в Одессе, Черновцах и Ужгороде, которые вызвали большой интерес и желание сотрудничать в этом направлении.

В первый день, 17 октября, был организован круглый стол, на котором рассматривались вопросы особенностей формирования социальной компетентности и ее неотъемлемой составляющей - толерантности - в Одесском, Закарпатском и Крымском регионах. Например, ужгородские коллеги Кирик Мария Юрьевна и Романчак Ольга Александровна - методисты Закарпатского ИППО рассказали о различиях школ по языковому принципу: 108 школ региона - с венгерским языком преподавания, одна школа - со словацким, несколько школ - с польским и румынским. Также есть небольшой процент русскоязычных школ. По словам учителей, возникают трудности в обучении детей, родной язык которых отличается от языка преподавания, и учителя стараются учитывать эту специфику работы с детьми и сглаживать эти трудности, а также на местном уровне знакомить детей с окружающей средой, но эта работа не проводится целенаправленно и системно, как это разработано в курсе «Культура добрососедства».

Одесские коллеги во главе с Левчишеной Оксаной Михайловной (зав. кафедрой психолого-педагогической и общественно-гуманитарного образования Одесского ОИУВ) рассказали, что Одесса, также как и Крым, является полиэтническим регионом со своей спецификой. Для знакомства с родным краем на уровне сферы образования внедрялись различные программы: «Одесса - мой город родной», «Одесознавство», «Одещина - мій рідній край», «Народознавство Одещини». Но все эти программы имеют свои специфические цели и задачи, и не всегда в них уделяется внимание проблемам межкультурного взаимодействия. Такого курса, обучающего культуре добра по отношению к своему соседу, в регионе нет, но, безусловно, это жизненно необходимо умение.

«За последний месяц мы проделали огромную работу по ознакомлению с курсом, изучению пособий, составлению черновиков. Каждый член творческой группы был закреплен за определенной темой и делился своими наработками, обсуждал с коллегами трудности. Среди них - учителя историки, преподаватели различных языков, краеведы, психологии.

Работа с черновиками еще не закончена, что-то меняется и дополняется, но мы уверенно движемся вперед и прибыли в Крым для консультаций и сотрудничества с разработчиками курса».

Вот программу для дошкольников вполне логично переименовали в «Одесский веночек», и уже собирают со всех воспитателей информацию по родному краю, культуре, истории, и даже потихоньку внедряют. Педагоги отмечают, что в Одесской области большинство детских садов украиноязычные. Но также есть и группы с двумя языками обучения: украинский и болгарский, украинский и молдавский. Также каждый сад имеет свой музей народоведения, рассказывающий о болгарах, румынах, молдаванах. В средней школе уже прошли несколько занятий и были организованы встречи с родителями на тему «Моя семья», что позволило смягчить существующие конфликтные ситуации.

Юркова Лариса Григорьевна, учитель Одесской общеобразовательной школы № 48, подробно описала, как проходит работа над изучением и адаптацией программы для 5- го класса. И здесь крымчане подтолкнули к творчеству, потому что возник вопрос, как заменить материалы по Крыму аналогичной информацией по Одесскому региону. Интересно было изучать топонимику, геральдику. А вот стихи о родном крае точно подходят и для Одессы.

Педагоги отметили, что в программе присутствуют темы, которые идентичны для всех регионов, например, конфликтология. Ведь психология взаимоотношений, особенности поведения для всех едины.

Было также выражено желание скорее передать полученные знания детям. Но крымские коллеги объяснили, что в таком случае информация будет неполной. А курс разработан на постепенное структурированное преподавания. Маргарита Араджиони, руководитель группы разработчиков программы, отметила, что на данном этапе целью является именно адаптация курса, а потом адаптированный вариант может внедряться в учебный процесс.

Круглый стол завершили члены творческой группы из Крыма: представители Крымского филиала Института инновационных технологий и содержания образования МОН Украины - Араджиони Маргарита Анатольевна, Быкова Елизавета Васильевна, представители Крымского республиканского института последипломного педагогического образования - Кравцова Людмила Фадеевна, Медведева Анна Алексеевна, Наумова Людмила Васильевна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Крымского инженерно - педагогического университета Тригуб Любовь Михайловна и доцент кафедры общей психологии Таврического национального университета имени В.И.Вернадского Брунова - Калисецька Ирина Владимировна. Они подробно рассказали, как происходит внедрение курса в учебных заведениях полуострова.

Следующие дни одесситы и учителя из Ужгорода знакомились с работой по программе курса непосредственно в учебных заведениях. Так они посетили Учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия» № 1 I-III ступени имени К.И. Щелкина с модульной технологии обучения (директор Овчинников Алексей Викторович), где организован кабинет «Культуры добрососедства».

Там была возможность посетить несколько уроков в начальной и средней школе. Так, в 1-Б классе учитель Захарова Н.В. показала урок «Отношение к родителям и старикам» , а в 4-А классе учитель Булыгина Л.Н. провела урок «Дружба и сотрудничество». Кроме того гостям презентовали методики форум- театра и особенности работы со взрослыми.

А в г. Евпатории в ДУЗ №2 «Золотой ключик » (заведующая Бараниченко Татьяна Ивановна) воспитатель ДУЗ №2, руководитель авторского коллектива программы «Крымский веночек» Мухоморина Людмила Гавриловна познакомила коллег с методами работы с дошкольниками. В этой встрече также принимали участие методист Евпаторийского городского методического кабинета Феклистова Е.В. и практический психолог ДУЗ № 16 Бондарь А.Ю.

Заключительный день собрал творческую группу для обсуждения подготовленных черновиков программ и пособий: что оставить, а что нужно заменить - педагогов ждал большой объем работы. Но все они полны желания работать и применять полученный опыт. Уже в январе будут известны результаты выполненной работы, и можно будет начать подготовку учителей одесского региона для пилотного внедрения курса. Надеемся также, что в ближайшее время будут созданы аналогичные творческие группы в Закарпатской и Черновицкой областях для соответствующей адаптации программ курса «Культура добрососедства».

Все мероприятия проходили при финансовой поддержке образовательной программы Международного фонда «Видродження» в рамках проекта «Распространение опыта АР Крым по формированию межкультурной толерантности в поликультурных регионах Украины» Информационно-исследовательского центра «Интеграция и развитие» (г. Симферополь).

 

 

 


БАЗА ДАННЫХ:

Библиотека
Публикации
Информационно-
справочные
материалы

Архив новостей
Фотогалерея
Аудиоматериалы
Видеоматериалы



ПУБЛИКАЦИИ:

Межэтнические отношения в Крыму: поиск путей раннего предупреждения конфликтных ситуаций

Межэтнические
отношения в Крыму:
поиск путей раннего предупреждения
конфликтных ситуаций,
2005. - 612 с.

ФОРУМ:

Войти в форум

 

 

 
 2007-2013 © Центр межкультурного просвещения и толерантности;  Дизайн: Андрей Мартовой
 
На главную страницу