На главную страницу
   
Українська | English

 

 

СОВМЕСТНЫЕ
ПРОЕКТЫ:


Общественная
мониторинговая
комиссия

Культура
добрососедства

Школа для власти
Исторический опыт
добрососедства

Толерантность в СМИ
"Студенческий клуб"

 

КОНКУРСЫ:

Все конкурсы

 

АКТУАЛЬНО:

Международная
научно-практическая
конференция
"Культура мира и
формирование
толерантности в
мультикультурном
обществе"


Международный день
толерантности

КРЫМСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ «КУЛЬТУРЫ ДОБРОСОСЕДСТВА» БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН НА ЗАКАРПАТЬЕ, БУКОВИНЕ И В г. ОДЕССЕ

Украина, Одесса, Черновцы, Ужгород – 11 сентября, 9 октября, 11 октября 2013 года

По данным исследований Института социологии НАН Украины в последние годы наблюдаются тенденции к увеличению интолерантности в обществе, особенно в регионах с этнической миграцией. Межэтнические и межконфессиональные проблемы, с которыми исторически первым столкнулся крымский регион, заставили крымчан быстро реагировать на изменения и находить решения мирного существования. Опыт Крыма уникален также и тем, что уже более пяти лет здесь успешно внедряется в систему образования авторский курс «Культура добрососедства». В чем его особенности, и как он поможет другим поликультурным регионам Украины формировать толерантное отношение к ближним, рассказали разработчики курса Маргарита Араджиони и Анна Медведева педагогам западных регионов и г. Одессы.

Презентации курса прошли в трех городах: Одессе (11 сентября), Черновцах (9 октября) и Ужгороде (11 октября) при финансовой поддержке Международного фонда «Видродження» в рамках проекта «Распространение опыта АР Крым по формированию межкультурной толерантности в поликультурных регионах Украины».

По словам руководителя группы разработчиков Маргариты Араджиони, идея внедрения подобного курса в систему образования западных регионов была воспринята с большим интересом всеми участниками. Например, в Черновцах на презентации участвовало 55 человек, среди которых были педагоги дошкольных учреждения, начальной школы, завучи по воспитательной работе и методисты институтов. Многие оставили позитивные отзывы о презентованном курсе и поделись намерениями лично участвовать в его апробации. Презентация проходила на протяжении четырех часов, и, как признаются сами педагоги, настолько их увлекла, что они забыли про время. Все отметили особую форму подачи информации, организацию и, собственно, самих спикеров.

Маргарита Араджиони начала презентацию курса с игровой разминки, которая не только стимулировала к активному участию, но и создала дружественную, приветливую атмосферу в зале. Разработчики отметили основные моменты курса: гендерное равенство, диалог культур, творческая организация учебно-воспитательного процесса.

В Ужгороде прослушали презентацию 77 человек, среди которых 50 человек – директора школ и 27 завучей по воспитательной работе. Содействовала проведению мероприятия Татьяна Васильевна Палько, директор Закарпатского Института последипломного педагогического образования.

«Уже сейчас сотрудники и методисты Институтов повышения квалификации проявили желание принимать участие в рабочей группе по адаптации курса к специфике своего региона. В идеале мы планируем адаптировать курс в течение этого года, а с сентября 2014 года начать апробацию. Насколько это будет возможно, зависит еще и от продолжения финансирования после окончания данного проекта, - говорит М. Араджиони.

Специфика адаптации курса в западных регионах заключается в географических, исторических особенностях, а также в перечне национальностей, которые более массово представлены в тех регионах. На Буковине – это румыны, молдаване, евреи, ромы, армяне. На Закарпатье – венгры, румыны, ромы, словаки. Западные регионы являются пограничными, соседствующими с четырьмя государствами. Потому здесь рассматривается тема взаимодействия не только с ближайшими соседями, но и с соседями, с которыми разделяет государственная граница. Необходимо, чтобы эта граница стала не линией разделения, а линией взаимодействия.

Во время презентации слушатели поделились, что в их регионах существуют межкультурные проблемы, возникшие в связи с трудовой миграцией. Например, сейчас наблюдается большой отток румын в Румынию, Италию, украинцев – в Чехию. Также прибывают трудовые мигранты в основном из стран средней Азии, и, безусловно, появляются новые вызовы. Медленно, но уверенно растет число людей, которые исповедуют ислам, что ранее не было характерно. Поэтому крымский опыт для западного региона важен: мы первые столкнулись с волной мигрантов (в нашем случае репатриантов), и также в Крыму исторически существовал опыт совместного проживания представителей ислама и тех, кто исповедует христианство.

Опрос участников:

1. Чем именно вам понравился курс «Культура добрососедства»?

«Курс интересный, позитивный, разносторонний, направлен на позитивные отношения между детьми».

«Мне понравился курс тем, что он охватывает разные стороны развития ребенка, полное взаимодействие с семьей, детей друг с другом. Понравилось еще и тем, что есть много практических моментов, а не сухой теории».

«С помощью курса можно сплотить детей, снять с них агрессию, воспитывать всесторонне развитую личность, которая умеет учиться».

«Курс воспитывает наилучшие морально-этические качества».

«Курс понравился тем, что вся работа направлена на воспитание у детей сострадания, толерантности, и учит сотрудничеству. А еще очень нравится тем, что тут воплощен такой принцип, как системность, последовательность в работе, чего всегда не хватает для эффективной работы педагога».

«В центр воспитания ставится ребенок как личность. Курс помогает ему адаптироваться во взрослом мире, в ненавязчивой форме помогает поладить с другими детьми и осознать самого себя».

«Курс понравился своей интегративностью содержания, наличием методического сопровождения, возможностью подготовки к его внедрению».

«Курс понравился практической направленностью, неординарностью проведения, возможностью живого общения».

2. Что вам не понравилось в курсе?

«Много Крыма».

«Хотелось, чтобы дополнительная литература была написана на украинском языке».

«Понравилось все, но есть сомнение, что в современной школе есть люди, которым эти вопросы небезразличны».

3. Какие из упражнений, разработок, методических рекомендаций, представленных во время презентации, вы будете использовать в своей педагогической практике?

«Интересны физические упражнения, методические разработки. В своей работе буду использовать «Казкове відлуння», «Играем вместе».

«Буду использовать упражнение «Сердце» (история про мальчика), «Долоньки», «Сонечко та хмаринка».

«Я буду использовать все продемонстрированные упражнения, которые наиболее интересны».

«Упражнение «Знакомство» и методическое упражнение «Разорванное сердце».

4. Считаете ли вы необходимым адаптировать курс «Культура добрососедства» к реалиям вашего региона и внедрять его в учебный процесс?

«Конечно, можно адаптировать, т.к. при всей школьной загруженности, мне кажется, что такой курс будет полезным».

«Для внедрения на Закарпатье крайне необходима адаптация к местным реалиям».

«Да, для Буковины тоже будет целесообразной эта тема».

 

 

 


БАЗА ДАННЫХ:

Библиотека
Публикации
Информационно-
справочные
материалы

Архив новостей
Фотогалерея
Аудиоматериалы
Видеоматериалы



ПУБЛИКАЦИИ:

Межэтнические отношения в Крыму: поиск путей раннего предупреждения конфликтных ситуаций

Межэтнические
отношения в Крыму:
поиск путей раннего предупреждения
конфликтных ситуаций,
2005. - 612 с.

ФОРУМ:

Войти в форум

 

 

 
 2007-2013 © Центр межкультурного просвещения и толерантности;  Дизайн: Андрей Мартовой
 
На главную страницу